| Вернуться на исходную страницу

Молодому классному руководителю

Должностные обязанности классного руководителя  
 

Институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. 
 
Сегодня, в период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остается важнейшим звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствования педагогических и методических основ организационной работы школы. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, также требует своего переосмысления и совершенствования. 
 
Одним из путей переосмысления и совершенствования классного руководства является разработка должностных обязанностей классного руководителя на новом этапе развития школы.
 
Должностные обязанности - это концептуальный документ, в котором зафиксированы цели, задачи, приоритеты и ценности, позиции в отношении педагогов и учащихся, критерии оценки результатов труда, стимулы и мотивы. Это зафиксированный уровень школьной педагогической культуры.
 
Должностные обязанности, детально продуманные и принятые педколлективом с ясным представлением об уровне требований к результатам труда, - это руководство к деятельности, имеющее педагогическую и методическую ценность. В то же время это условие равенства, справедливости, а значит, нормального психологического климата в коллективе. Это условие доверия между педагогами, а также между педколлективом и руководством школы.
 
Должностные обязанности - это реальная перспектива саморазвития педагога, восхождения к профессионализму, в то же время это инструмент самозащиты учителя и критерий оценки работы учителя в момент аттестации.
 
Должностные обязанности - это некий эталон-стандарт, с которым можно и нужно сравнивать результаты труда педагога, именно такое сравнение будет конкретным, справедливым, стимулирующим, так как переносит центр тяжести на оценку конечного труда педагога.
 
В целом продуманные, подробные, технологичные, принятые педколлективом должностные обязанности - это фундамент культуры управления школой и конкретное руководство к действию тем, кому они предназначены.
 
В основу данных должностных обязанностей положены следующие идеи:
- Ребенок есть субъект своего развития. Он воспитывает, стоит себя САМ.
- Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих.
- Воспитывают не классные часы, морализирование, указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств.
- «Педагог есть организатор детской жизни» (Л.С.Выготский). Это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
- Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.
 
Назначение и задачи классного руководителя 
 
Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
- неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации;
- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
- создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.
 
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе гимназии, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса.
 
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
 
Исходя из этой цели основными задачами классного руководителя необходимо принять следующие:
1. Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей;
2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни;
4. Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося;
5. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
6. Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.
 
Функции и содержание работы классного руководителя 
 
1. Аналитическая функция:
- изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
- анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;
- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;
- изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
- изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела.
 
2. Прогностическая функция:
 
- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
 
- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
 
- прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
 
- построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы), соответствующей воспитательной системе школы;
 
- определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;
 
- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).
 
3. Организационно-координирующая функция:
 
- изучение особенностей развития каждого ребенка, его особенности, эмоционального самочувствия, отражение всех данных в психолого-педагогической карте;
 
- помощь воспитанникам в учебной деятельности;
 
- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни;
 
- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения;
 
- индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности;
 
клубов, секций, объединений, организуемых как в гимназии, так и вне ее;
 
- создание условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанников, организация совместно с школьным психологом психологического просвещения учащихся;
 
- защита прав и свобод воспитанника;
 
- организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, консультаций для родителей, привлечение родителей к помощи школе, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, угрожающих здоровью и жизни детей;
 
- организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников;
 
- участие в работе педсоветов, административных и методических совещаний;
 
- помощь и сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;
 
- содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение его к осознанному выбору профессии; » стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, других социальных работников;
 
- ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий;
 
- организация питания, дежурства по классу, дежурства по школе, летней трудовой практики по подготовке школы к новому учебному году, организация трудовых дел;
 
- ведение документации (классный журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогическая карта);
 
- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
 
4. Коммуникативная ФУНКЦИЯ:
 
- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников;
 
- построение оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик», «учитель - родители», «родители - ученик»;
 
- помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;
 
- содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.
 
Формы работы классного руководителя с детьми 
 
Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что:
 
- ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей взрослой жизни;
 
- в жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике, конкретные условия и события в городе, районе, школе;
 
- нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;
 
- каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
 
- при отборе форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе.
 
Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:
 
- дискуссионных, игровых, состязательных;
 
- творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;
 
- психологических (позволяющих ребенку осознать самого себя).
 
Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
 
Классному руководителю в процессе работы рекомендуется постоянно создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Ее наличие значительно облегчит работу классного руководителя.
 
Полномочия классного руководителя 
 
Классный руководитель имеет право:
 
- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
 
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
 
- контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
 
- координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
 
- определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
 
- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
 
- участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
 
- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
 
- отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его поручений;
 
- определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;
 
- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
 
- создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
 
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
 
- защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.
 
Классный руководитель не имеет права: 
 
- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;
 
- использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
 
- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
 
- использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
 
- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
 
Классный руководитель обязан
 
Классный руководитель как административное лицо обязан:
 
- организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
 
- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
 
- изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;
 
- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
 
- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
 
- содействовать социальной и правовой защите их прав;
 
- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся);
 
- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
 
- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Соседние подразделы:
Анализ воспитательного мероприятия
Документация классного руководителя

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

| Вернуться на исходную страницу