Музыкальный фон сайта
Нажмите, чтобы услышать!
Школьный вальс
Введите заголовок
Введите заголовок
Количество наших посетителей
1 2 3 4 5
ЦИТАТА ДНЯ
Гордимся, что научили (тест по правилам безопасного поведения )
http://mchs.gov.by/test/
Мобильное приложение "МЧС Беларуси: помощь рядом"
СКАЧАТЬ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина
Приглашаем абитуриентов!
:: ::

Каким должен быть современный урок

Каким должен быть современный урок

Требования к современному уроку

Творческое и точное выполнение программно-методических требований к уроку, грамотное определение типа урока, его место в теме. Вычленение особенностей урока.
Учет реальных учебных возможностей учащихся разных классов, целенаправленная ликвидация пробеловв знаниях.
Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития, выделение доминирующих задач урока.
Соответствие и соподчинение учебного материала к уроку, его основной дидактической цели.
Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решения поставленных задач и экономного использования времени.
Концентрация вниманияу чащихся на научных понятиях, теоретических положениях законов, ведущих идеях. Выделение главного, существенного, обеспечение связи содержания урока с жизнью.
Обеспечение практической направленности учебного процесса. Создание реальных возможностей применения полученных знаний и умений.
Расширение арсенала выбора методов, преимущественно засчет активных, интенсивных методов, обоснованность сочетания использованных методов обучения.
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
Осуществление дифференцированного подхода в обучении.
Достаточный объем материала на уроке.
Рациональное использование учебного времени.
Знание учителем материала урока и предмета в целом.
Воспитание интереса к предмету.
Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения учиться.
Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.
Своевременность и всесторонность проверки знаний учащихся.


Основные элементы УВП в уроке 

Цели урока: образовательные, воспитательные, развивающие. 



Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д. 
Сформировать на уроке новое понятие 
Обеспечить усвоение учащимися ... 
Обучить новому способу действий 
Устранить пробелы в знаниях 
Обобщить и систематизировать знания о ... 
Отработать навыки ... 
Закрепить способы действий... 
Сформировать у учащихся представления о ... 
Обучить выполнению задания по образцу 
Научить делать выводы ... 
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений 
Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку. 
Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве. 
Научить самостоятельно делать выводы, разбираться. 

Воспитательная цель 
Формирование интереса к будущему страны 
Формирование чувства гордости за Родину 
Воспитание гуманного отношения к людям 
Формирование ответственности 
Развитие требовательности к себе и другим 
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям 
Воспитание мотивов труда 

Развивающая цель 
Развитие аналитического мышления 
Развитие познавательных умений 
Развитие умений учебного труда

ПОДРОБНЕЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ УРОКА

 Воспитание - это процесс психического и физического изменения человека со дня рождения до конца жизни в результате его практической и мыслительной деятельности, в которые он включается под воздействием внешнего мира.

Цель ориентирует на то, что проявляет и востребует субъектные основы личности – сознание, смысл, ценности, переживания, личностный опыт и т.д. Поэтому воспитание в процессе обучения рассматривается здесь как обучение принципам жизни. Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого, в основном незаметного регулирования процессов формирования всех видов опыта: от опыта отношений до опыта умений и навыков.

 Воспитание в процессе обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл знаниям.

  •         вызвать заинтересованность в…
  •         пробудить любознательность;
  •         побудить готовность решать задачи самостоятельно;
  •         побудить учащихся к активности;
  •         закрепить уверенность в...
  •         содействовать воспитанию у учащихся культуры самостоятельной работы
  •         содействовать воспитанию культуры мышления
  •         содействовать воспитанию культуры памяти, мышления, самостоятельной работы, взаимопомощи
  •         содействовать воспитанию культуры устной и письменной речи
  •         содействовать воспитанию чувства ответственности за итоги своей работы
  •         помочь осмыслению чувства ответственности за свою работу (за итоги своей работы)
  •         содействовать воспитанию коммуникативной культуры учащихся
  •         содействовать воспитанию дружбы, взаимоподдержки
  •         содействовать воспитанию трудолюбия
  •         содействовать воспитанию уважения друг к другу
  •         содействовать воспитанию у учащихся умения контролировать себя при выполнении соответствующей работы
  •         содействовать воспитанию у учащихся культуры самостоятельной работы, корректного отношения к своим и чужим высказываниям
  •         содействовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма
  •         содействовать воспитанию у учащихся интереса к … явлениям
  •         содействовать воспитанию у учащихся навыков совместной работы в группе (парах), умения вести конструктивный диалог

Как подготовить современный урок 


Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? 

Урок как целостная система 

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. 

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. 

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. 

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. 

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. 

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. 



Подготовка к уроку 


Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: 
четко определить и сформулировать для себя его тему; 
определить место темы в учебном курсе; 
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; 
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 

Спланировать учебный материал

Для этого надо: 

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. 

Подобрать учебные задания, целью которых является: 
узнавание нового материала; 
воспроизведение; 
применение знаний в новой ситуации; 
применение знаний в незнакомой ситуации; 
творческий подход к знаниям. 

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: 
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; 
задания, способствующие осмыслению материала учеником; 
задания, способствующие закреплению материала учеником. 
Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 
Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. 

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. 
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать; 
как контролировать; 
как использовать результаты контроля. 

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе. 
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. 
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. 

формальную; 
содержательную; 
аналитическую. 
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема: ____________
Цель: ____________
Задачи:
обучающие: _____________
развивающие: __________________
воспитывающие: _______________
Оборудование: ________________
Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть - состоит из двух частей:
1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:
что делают этап урока Ученики Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.



Самоанализ урока 


Замысел занятия 
Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? 
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. 
Как он связан с предыдущими, на что опирается. 
Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы и другие предметы. 
Как были учтены при подготовке к уроку программные требования. 
В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение. 
Как и почему были выбраны форма занятия, тип. 
Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку? 
Какие главные задачи решались на уроке и почему? 
Чем обосновывается выбор структуры и темы проведения урока? 
Чем обосновывается конкретный ход урока. Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения? 
Какие условия (социально-психологические или учебно-материальные или эстетические) были созданы для проведения урока и почему? 
Были ли изменения, отклонения, усовершенствования по сравнению с данным планом в ходе урока. Если да - какие, и к чему они привели. 
Удалось ли решить на необходимом, оптимальном уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию: учение, настроение, самочувствие. 
Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока. Каковы использованные резервные возможности. Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому. 
Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее. 

Основные типы уроков: 
Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. 

Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 

Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 

Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.  Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. 



Структурные элементы учебного занятия 



Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. 

Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. 

Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. 

Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. 

Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. 

Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. 

Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. 

Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. 

Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. 

Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. 

Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. 

Методы и приемы развития интеллекта учащихся

  • эвристическая беседа 
  • проблемное изложение учителя 
  • исследовательская работа 
  • рассказ 
  • объяснение 
  • схемы 
  • опорные таблицы 
  • заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу 
  • сравнения и сопоставления сравнительного анализа двух фрагментов текста. 
  • диалоговое общение 
  • моделирование 
  • защита своего мнения 
  • формулирование вопросов 
  • рецензирование 
  • задания-максимумы 
  • метод свободного выбора 
  • ученики в роли учителя 
  • обучение действием 
  • обсуждение в группах 
  • ролевая игра 
  • дискуссия 
  • семинар 
  • ученик как исследователь 
  • дебаты 
  • мозговой штурм 
  • межпредметные сравнения 
  • проблемные ситуации, вопросы 
  • практическая работа 
  • эксперимент 
  • опыты 
  • системно-структурный анализ 
  • проекты 
  • презентации

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Соседние подразделы:
Особенности работы с одарёнными детьми
Контакты

8-02362 25944
skolaglinica@mail.ru
skolaglinica (Глиницкий д. сад-б. школа Мозырского района)

247765 Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3
Открыть контакты
Новое на сайте

25.03.17 Новости: Турнир знатоков права.24 марта в кабинете русского языка и литературы состоялся турнир знатоков..

25.03.17 Новости: Библиотечный вестник, посвящённый Всемирному дню поэзии.21 марта в нашей библиотеке состоялся Библиотечный вестник, посвящённый..

24.03.17 План работы: План воспитательно-оздоровительной работы в лагере «Солнышко» с 27.03.2017 по 01.04.2017

21.03.17 Шестой школьный день: 25.03.2017.25 марта 2017 года в нашей школе пройдут следующие мероприятия:..

19.03.17 Социально-педагогическая и психологическая служба школы . График работы общественного инспектора по охране прав детства Дубень..

19.03.17 Новости: Круглый стол «Я – гражданин Республики Беларусь».Учитель географии Дубень Галина Васильевна в кабинете истории..

19.03.17 Новости: Конкурс «Кенгуру-2017».16 марта 2017 года в кабинете математики учащиеся 2-9 классов приняли..

19.03.17 Новости: Деловая игра «Я – гражданин Республики Беларусь».Учитель русского языка и литературы и классный руководитель 6 класса..

19.03.17 Новости: Классный час «Я – гражданин своей Республики» .13 марта, в понедельник, учитель математики и классный руководитель 5..

19.03.17 Учителя школы: Учитель математики Васкевич Людмила Фёдоровна

Посмотреть все

Посетители сайта