План работы родительских университетов на 2022/2023 учебный год
10 ноября 2022 г.
План
работы родительских университетов на 2022/2023 учебный год
I ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»
№
Темы занятий
Сроки проведения
Форма проведения
Ответственные
1
1 класс
1.1
Адаптация учащихся 1-го класса
Сенгтябрь
Вебинар
Кардасева М.П.
1.2
Режим дня школьника
Ноябрь
Беседа
Кардасева М.П.
1.3
Значение семейных традиций в формировании и развитии школьника
Январь
Форум
Кардасева М.П.
1.4
Положительные эмоции в жизни школьника
Апрель
Психолог-ий тренинг
Кардасева М.П.
2
2 класс
2.1
Значение школьной отметки в жизни ребёнка
Сентябрь
Вебинар
Мартинович Л.Н.
2.2
Психологические и физиологические особенности третьеклассника
Декабрь
Тренинг
Мартинович Л.Н.
2.3
Здоровая семья – здоровый ребёнок (с приглашением медицинского работника (с приглашением медицинского работника «Глиницкий ФАП»)
Январь
Дискуссия
Мартинович Л.Н.
Книга Е.Н.
2.4
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника
Апрель
Практикум
Мартинович Л.Н.
3
3 класс
3.1
Значение школьной отметки в жизни ребёнка
Сентябрь
Вебинар
Симанович Н.И.
3.2
Психологические и физиологические особенности третьеклассника
Декабрь
Психологический тренинг
Симанович Н.И.
3.3
Здоровая семья – здоровый ребёнок (с приглашением медицинского работника «Глиницкий ФАП»)
Январь
Дискуссия
Симанович Н.И.
Книга Е.Н.
3.4
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника
Апрель
Семинар-практикум
Симанович Н.И.
4
4 класс
4.1
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 класса (с приглашением медицинского работника (с приглашением медицинского работника «Глиницкий ФАП»)
Сентябрь
Лекция
Дубень Г.В.
Книга Е.Н.
4.2
Как научить своего ребёнка жить в мире людей
Декабрь
Форум
Дубень Г.В.
4.3
Ребёнок и компьютер
Февраль
Семинар-практикум
Дубень Г.В.
4.4
Книги в жизни школьника
Май
Вебинар
Дубень Г.В.
II ступень – «Мой ребёнок – подросток»
№
Темы занятий
Сроки проведения
Форма проведения
Ответственные
1
5 класс
1.1
Адаптация ребёнка в новом коллективе (с приглашением медицинского работника (с приглашением медицинского работника «Глиницкий ФАП»)
Сентябрь
Вебинар
Чирич Н.И.
Книга Е.Н.
1.2
Ребёнок среди сверстников
Ноябрь
Круглый стол
Чирич Н.И.
1.3
Ваш ребёнок вырос (с приглашением медицинского работника (с приглашением медицинского работника «Глиницкий ФАП»)
Февраль
Беседа
Чирич Н.И.
Книга Е.Н.
1.4
Меры наказания и поощрения в современной семье
Май
Дискуссия
Чирич Н.И.
2
6 класс
2.1
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи (с приглашением медицинского работника(с приглашением медицинского работника «Глиницкий ФАП»)
Сентябрь
Беседа
Мартинович М.А.
Книга Е.Н.
2.2
Профилактика проблемного поведения подростков
Декабрь
Семинар-практикум
Мартинович М.А.
2.3
Безопасность подростков в сети интернет
Март
Круглый стол
Мартинович М.А.
2.4
Организация летнего отдыха подростка (с приглашением медицинского работника (с приглашением медицинского работника «Глиницкий ФАП»)
Май
Вебинар
Мартинович М.А.
Книга Е.Н.
3
7 класс
3.1
Психологические и физиологические особенности семиклассников (с приглашением медицинского работника (с приглашением медицинского работника «Глиницкий ФАП»)
Сентябрь
Лекция
Юшкевич В.А.
Книга Е.Н.
3.2
Профилактика правонарушений подростков
Ноябрь
Беседа
Юшкевич В.А.
3.3
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Февраль
Дискуссия
Юшкевич В.А.
3.4
Как повысить учебную мотивацию подростка
Апрель
Семинар-практикум
Юшкевич В.А.
4
8 класс
4.1
Жизненные цели подростков
Октябрь
Беседа
Линевич В.Ф.
4.2
Как уберечь подростка от насилия
Декабрь
Форум
Линевич В.Ф.
4.3
Осторожно: суицид
Март
Беседа
Линевич В.Ф.
4.4
Культура поведения в конфликтных ситуациях
Май
Круглый стол
Линевич В.Ф.
Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IVклассов учреждения образования,
IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждения образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
на 2022/2023 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
Сроки проведе-
ния
Форма проведения
Ответствен-ные
1
1-й класс
1.1
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе
сентябрь
лекция/ практикум/ вебинар
Классный руководитель, педагог-психолог,
медицинский работник
1.2
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника
ноябрь
беседа/ практикум/ мастер-класс
Классный руководитель,
медицинский работник
1.3
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
январь
круглый стол/ дискуссия/ форум
Классный руководитель
1.4
Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка
апрель
семинар-практикум/психологический тренинг
Педагог-психолог
2
2-й класс
2.1
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка
октябрь
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
Классный руководитель
2.2
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
декабрь
круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар
Классный руководитель, медицинский работник
2.3
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
февраль
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг
Педагог-психолог
2.4
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
май
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс
Классный руководитель
3
3-й класс
3.1
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
сентябрь
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
Классный руководитель
3.2
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
декабрь
лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс
Педагог-психолог
3.3
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни
январь
беседа/ дискуссия/ практикум
Медицинский работник
3.4
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
апрель
семинар-практикум/психологический тренинг
Педагог-психолог
4
4-й класс
4.1
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников
сентябрь
лекция/ вебинар
Педагог-психолог,
медицинский работник
4.2
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие
декабрь
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
Классный руководитель
4.3
Тема 3. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире
май
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
Классный руководитель
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс
Темы консультаций для родителей
Ответственные
1
Психологические особенности младших школьников
Развитие памяти и внимания младших школьников
Мотивы учения младших школьников
Отношения в семье как основа взаимопонимания
Поощрение и наказание детей в семье
Леворукий ребенок в школе
Педагог-психолог, классный руководитель
2
Воспитание вежливости
Профилактика жестокого обращения с детьми
Как на самом деле любить своих детей?
Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях
Роль отца в воспитании ребенка
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка
Семейные традиции ценности в воспитании детей
Учение с увлечением
Классный руководитель, педагог-психолог
3
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение
Как выявить и развить способности детей?
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей
Как помочь ребенку стать внимательнее?
Как привить ребенку любовь к чтению?
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?
Педагог-психолог, классный руководитель
4
Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка
Интеллектуальное развитие ребенка
Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей
Организация свободного времени детей в период летних каникул
Педагог-психолог,
классный руководитель,
инспектор по делам несовершеннолетних
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
IIступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
Сроки проведе-
ния
Форма проведе-ния
Ответствен-ные
1
5-й класс
1.1
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
ноябрь
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум
Классный руководитель, педагог-психолог
1.3
Тема 3. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста
февраль
лекция/ беседа/ вебинар
Педагог-психолог,
медицинский работник
1.4
Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
май
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
Классный руководитель
2
6-й класс
2.1
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.
Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
май
конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар
Медицинский работник
3
7-й класс
3.1
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе
сентябрь
лекция/ беседа/ вебинар
Педагог-психолог, медицинский работник
3.2
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
ноябрь
круглый стол/ беседа/ вебинар
Инспектор по делам несовершен-нолетних
3.3
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.
Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех
апрель
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг
Классный руководитель,
педагог-психолог
4
8-й класс
4.1
Тема 1. Жизненные цели подростков.
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
октябрь
лекция/ беседа/ вебинар
Педагог-психолог
4.2
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
март
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
Педагог-психолог
4.4
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.
Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.
Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
ноябрь
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
Педагог-психолог
5.3
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
февраль
лекция/ беседа/ семинар-практикум
Педагог-психолог, классный руководитель
5.4
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков
Режим работы школы: Понедельник-суббота: 07:30-18:00 Воскресенье: выходной Информация о вышестоящем органе:Отдел образования Мозырского райисполкома, индекс 247760, г.... Открыть раздел Контакты
О некоторых вопросах, определяющих требования к ношению одежды делового стиля учащихся общеобразовательных учреждений Министерство образования обращает внимание, что при организации... Открыть раздел Деловой стиль одежды
Памятка родителям по профилактике суицидов Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких... Открыть раздел Памятка по профилактике суицида
ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.... Открыть раздел Школьное питание
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новым... Открыть раздел Советы родителям будущих пятиклассников
Для учащихся начальных классов (1 - 4) следует подбирать ранцы и портфели весом не более 700 граммов, для учащихся средних и старших классов (5 - 11) не более 1000 граммов.... Открыть раздел "Правильный" рюкзак: советы родителям
Режим работы школы: Понедельник-суббота: 07:30-18:00 Воскресенье: выходной Информация о вышестоящем органе:Отдел образования Мозырского райисполкома, индекс 247760, г.... Открыть раздел Контакты
Урок на дистанционке. Учитель:- Кто будет отвечать?Класс:-...Учитель:- Лес рук, тогда пойдём по алфавиту, отвечать будет АngrуКittу2008.... Открыть раздел Юмор
Алесь Бадак БІЯГРАФІЯ АЛЕСЯ БАДАКА Нарадзіўся 28 лютага 1966 года ў вёсцы Туркі Ляхавіцкага раёна Брэсцкай вобласці ў сям'і рабочых.... Открыть раздел Беларускамоўная старонка
Напишите Ваш вопрос и мы обязательно Вам ответим! Рекомендуем ознакомиться с различными ответами школьных психологов по актуальным темам:... Открыть раздел Вопрос психологу
Государственные праздники Беларуси Государственный праздник - это праздник, установленный в Республике Беларусь в ознаменование события, имеющего особое историческое либо...
Путешествуйте с нами!!! Мы предлагаем совершить виртуальные путешествия по уникальным местам Республики Беларусь Виртуальные музеи:... Открыть раздел Образовательный туризм
Расклад выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2020/2021 навучальным годзе Дата Пачатак экзамену Прадмет Форма правядзення...
Правильное питание для детей школьного возраста Как организовать питание ребенка, чтобы рацион мог удовлетворить все энергетические потребности в этом возрасте.... Открыть раздел Питание школьника
2022 год объявлен Годом исторической памяти – Президент подписал первый указ Правительству поручено с участием Генеральной прокуратуры, Национальной академии наук Беларуси,... Открыть раздел 2022 Год исторической памяти